RU | EN

+7 812 988 92 78

ЗАДАТЬ ВОПРОС

БЛОГ

Фирменное наименование по договору франчайзинга передавать нельзя!

За последние три недели наши юристы дважды столкнулись с договорами франчайзинга, по которым вместе с ноу-хау, коммерческим обозначением и пр., франчайзер передавал также и право на использование своего фирменного наименования.

Давайте разберемся что такое фирменное наименование и почему условия о передаче по договору франчайзинга фирменного наименования нельзя включать в договор, а также какие последствия могут быть результатом включения такого условия.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1473 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1474 Гражданского кодекса РФ юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети "Интернет".

Таким образом, обладателем права на фирменное наименование может быть только коммерческое юридическое лицо (в большинстве своем общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества), то есть индивидуальный предприниматель не может быть обладателем фирменного наименования.

Согласно пункту 2 статьи 1474 Гражданского кодекса РФ распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования) не допускается.

Таким образом, передача права на фирменное наименование невозможно по договору франчайзинга или какому-либо иному договору, поскольку распоряжение правом на фирменное наименование запрещено законом.

Последствием передачи в составе франшизы право на использование фирменного наименования может привести к признанию сделки недействительной и возложении обязанности на франчайзера (продавца франшизы) ввернуть все уплаченные за такую франшизу деньги покупателю франшизы с возмещением всех причиненных франчайзи убытков.

Подтверждением последнего тезиса послужит недавнее решение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А56-64006/2014 (ИП Лизункова З.М. - истец против ООО «Центр видеоконтроля» - ответчик), в соответствии с которым передача в составе франшизы права на фирменное наименование повлекло признания всей франчайзинговой сделки ничтожной, с возложением на ответчика обязанности вернуть все денежные средства, полученные ответчиком по договору (паушальный взнос в размере 200 000 рублей), обратно истцу.

Приведенный пример из судебной практики далеко не единственный, суды принимают подобные решения достаточно часто и признают сделки по передаче права на использование фирменного наименования недействительными вне зависимости от иных условий договоров.

Если всё так однозначно и из закона недвусмысленно следует запрет на любое отчуждение и/или передачу по иным оснвоаниям права на фирменное наименование?

Ответ кроется в истории законодательства нашей страны о франчайзинге.

Дело в том, что до 2008 года статья 1027 Гражданского кодекса (Договор коммерческой концессии) гласила, что по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания и т.д.

Таким образом, до поправок, внесенных в текст статьи 1027 Граданского кодекса РФ, в 2007 году, франчайзер мог передавать право на фирменное наименование по договору франчайзинга (коммерческой концессии) в составе комплекса исключительных прав, вместе с товарным знаком, а положений о запрете передачи фирменного наименования законодательство не содержало.

Чем же вызвано включение условий о передаче права на фирменное наименование в договор франчайзинга сегодня.

Нам кажется, что причиной всему служит банальная неосведомленность человека, составляющего договор франчайзинга и включающего в него условия о передаче фирменного наименования, об объектах, права на которые могут быть переданы по договору франчайзинга, либо просто напросто устаревшие образцы договоров коммерческой концессии, которых на просторах Интернета, и которые используются бездумно франчайзером.

Надеемся, что данная статья поможет Вам при составлении договора франчайзинга и убережет от глупых ошибок, с которыми Вы можете столкнуться.


Если у Вас есть вопрос по договору франчайзинга, задайте его прямо сейчас и наш юрист ответит на него в самое ближайшее время

Или звоните прямо сейчас по телефону:
+7 812 988 92 78

с 10:00 до 20:00 ежедневно