RU | EN

+7 812 988 92 78

ЗАДАТЬ ВОПРОС

Услуги

Договор франчайзинга. Разработка, экспертиза, регистрация

Договор франчайзинга - юридическая основа франшизы

Договор франчайзинга – это основа любого бизнеса, масштабируемого по модели франчайзинга.

Договор франчайзинга должен регламентировать ключевые принципы, политики, правила, условия в отношении каждого из аспектов взаимодействия продавца и покупателя франшизы.

В частности, данный документ определяет:

  • собственно то, что Вы передаете по договору, - и это, в первую очередь, объекты интеллектуальной собственности, такие как, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение, логотип, ноу-хау, коммерческий опыт и т.д. и т.п.;
  • порядок использования покупателем франшизы данных объектов, рамки и пределы, которых должен придерживаться покупатель франшизы для того, чтобы не нарушать интересов продавца франшизы, других покупателей;
  • порядок согласования и открытия точек продаж (точек обслуживания) франчайзинговой сети;
  • регламент обучения покупателя франшизы и его работников навыкам, необходимым для эффективного использования объектов, передаваемых по договору франчайзинга;
  • регламент проведения продавцом франшизы проверок деятельности покупателя;
  • взаимную ответственность сторон договора;
  • порядок оказания продавцом франшизы услуг покупателю франшизы, если услуги предусмотрены бизнес-моделью;
  • условия ограничения возможностей покупателем франшизы использовать полученные навыки и знания в своей последующей деятельности за рамками договора франчайзинга;
  • многое и многое другое.

Именно от юридической грамотности и продуманности условий договора франчайзинга зависит устойчивость Вашей бизнес-модели.

Если договор франчайзинга признается недействительным в судебном порядке, то продавец франшизы обязан вернуть покупателю все деньги, переданные по договору франчайзинга.

Как показывает практика, когда договор хотя бы с одним покупателем франшизы признается недействительным, иски остальных покупателей не заставляют себя долго ждать, поскольку при признании договора франчайзинга недействительным у покупателей франшизы появляется возможность вернуть все деньги, уплаченные за франшизу и при этом оставить в своем пользовании саму бизнес-модель, за которую они были уплачены.

Таким образом, некачественный договор франчайзинга может явиться причиной разрушения всей франчайзинговой сети и последующего банкротство продавца франшизы.

Каким должен быть договор франчайзинга?


  • Условия договора франчайзинга должны соответствовать всем применимым нормам действующего гражданского (а иногда и административного, в частности антимонопольного) законодательства. Данное правило имеет существенное значение в части определения тех прав и благ, которые передаются по договору (товарный знак, коммерческое обозначение, логотип, ноу-хау и т.д. и т.п.), услуг, которые оказываются по договору.
  • Условия договора должны соответствовать сложившейся в сфере франчайзинга судебной практике (причем как арбитражной системы, так и системы судов общей юрисдикции).
  • Договор франчайзинга должен подробно описывать все аспекты взаимодействия сторон. Вас не должно пугать, что договор может занимать от 20 до 35 страниц шрифтом Times New Roman 10 кеглем (Один из договоров франчайзинга между американским производителем и российской компанией, в разработке которого наша команда принимала непосредственное участие, достиг 70 страниц, не считая приложений к нему). Чем в большей степени регламентирован порядок взаимодействия сторон договора франчайзинга, чем более однозначны его условия, тем больше защищен продавец франшизы и владелец бизнес-модели.
  • Договор должен быть понятным как Вам, так и покупателю франшизы и любому другому лицу, которое будет его читать. Данное правило носит огромное значение в случае возникновения спора, поскольку судья, который будет, в конечном счете, знакомиться с договором при разрешении спора будет толковать все вызывающие сомнение условия в пользу покупателя франшизы, а не в пользу продавца (увы, такова судебная практика).
  • Договор должен предусматривать конкретные случаи, при которых возможно расторгнуть договор, а также четкий порядок его расторжения. Например, при отсутствии в договоре ссылки на возможность одностороннего внесудебного порядка расторжения договора, договор, в соответствии с действующим законодательством, может быть расторгнут только по судебному решению.
  • В договоре франчайзинга в обязательном порядке предусматривается порядок привлечения покупателя франшизы к ответственности за нарушение его условий. Как правило, большинство тех договоров, которые попадаются нам на глаза, либо содержат множество в принципе неисполнимых условий, либо не дают четкого понимания каким образом привлечь покупателя франшизы к ответственности.

Данный перечень не является исчерпывающим, на самом деле характерных качеств, которым должен соответствовать договор франчайзинга гораздо больше.

Экспертиза договора франчайзинга


Как показывает наш опыт, продавцы франшиз (причем как начинающие, так и опытные игроки рынка) зачастую используют в качестве договора франчайзинга те документы, которые по своему содержанию не соответствуют действующему законодательству и правоприменительной практике, складывающейся в данной сфере.

Кроме того, порой одни условия таких документов противоречит содержанию других.

Так, наиболее часто встречаются следующие ошибки:

Неправильный выбор вида договора.

Вместо лицензионного договора, договор именуют договором коммерческой концессии или договором оказания услуг.

Риски: признание договора незаключенным (сделки недействительной).

Последствия: удовлетворение требований покупателя франшизы о возврате всех платежей, произведенных по договору.

Неправильное определение в договоре франчайзинга предмета договора в части объектов интеллектуальной собственности, права на которые передаются по франшизе.

Часто можно встретить в договорах передачу прав на товарный знак (которого нет), передачу прав на фирменное наименование (передача прав на которое априори запрещена), передачу прав на коммерческое обозначение (право на которое может быть передано только по договору коммерческой концессии вместе с товарным знаком или в результате заключения договора аренды предприятия), отсутствие четкого и понятного описания того, что представляет из себя бизнес-модель, в каких конкретно документах содержится такая информация.

Риски: признание договора незаключенным (сделки недействительной).

Последствия: удовлетворение требований покупателя франшизы о возврате всех платежей, произведенных по договору.

Неправильное описание в договоре франчайзинга (отсутствие описания) процесса передачи франшизы (документов, из которых франшиза состоит).

Примеров из практики, когда передача стандартов, руководств, обучающих материалов и т.п. вообще не фиксируется документально, когда документы передаются без составления актов или направляется покупателю франшизы просто на электронную почту, либо путем предоставления доступа к система облачного хранения данных (Например: Гугл диск), бесчисленное множество. Такое положение вещей может привести к тому, чтобы покупатель франшизы, получив все стандарты, руководства, обучающие материалы, пройдя обучение, заявит о том, что ничего не получал, а продавец никак такое заявление опровергнуть не сможет.

Риски: Признание продавца франшизы неисполнившим обязательства по договору.

Последствия: удовлетворение требований покупателя франшизы о возврате всех платежей, произведенных по договору.

Отсутствие в договоре структурированного описания тех услуг, которые оказываются по договору, отсутствие прописанного порядка фиксации их оказания.

Как правило, продавцы франшиз смешивают в одном и том же понятии множество предметов различных договорных форм. Так, зачастую, при прочтении такого договора франчайзинга, полностью отсутствует понимание, за что платит покупатель франшизы. И если в отношении паушального взноса все более или менее понятно, то в отношении периодических платежей (т.н. роялти) вопросы могут потребовать более глубокого анализа, результаты которого не всегда могут быть в пользу продавца франшизы.

Риски: отсутствие оплаты покупателем франшизы роялти, невозможность применить условия договора, для взыскания роялти в судебном порядке.

Последствия: продолжение использования франшизы покупателем франшизы без оплаты, предусмотренной договором.

Отсутствие соответствующего закону порядка привлечения покупателя франшизы к ответственности.

Часто мы видим заоблачные штрафные санкции за несоблюдение некоторых условий договора. При этом порядок установления самого нарушения в договоре не прописан, что, по сути, делает такие условия неисполнимыми. В любом договоре франчайзинга должны быть прописаны не только суммы штрафов, отпугивающие покупателей франшиз от нарушения условий договора, но и инструменты, с помощью которых такие нарушения будут установлены (либо описание ситуаций, при которых нарушение условий договора франчайзинга будет предполагаться).

Договор не понятен, плохо структурирован, сложен для прочтения и усвоения.

Риски: Оценка судом, в случае возникновения спора, положений не из буквального содержания договора франчайзинга, а в соответствии с тем, как обычно регулируются схожие отношения (зачастую при таком подходе, как показывает наш опыт, суд встает на сторону покупателя франшизы).

Последствия: от обязанности вернуть деньги за часть франшизы, до признания договора недействительным в виду отсутствия согласованности в части предмета договора.

Отсутствие четкого и конкретного порядка расторжения договора франчайзинга.

Часто имеют место ситуации, при которых продавец франшизы не может расторгнуть договор франчайзинга даже в том случае, если покупатель франшизы нарушает его условия. Причиной тому отсутствие прописанного в договоре конкретного порядка расторжения договора франчайзинга. Также следует иметь ввиду, что если в договоре не предусмотрен односторонний внесудебный порядок расторжения договора франчайзинга, расторгнуть такой договор стороны смогут только через суд.

Что мы предлагаем?


Имея обширный опыт юридического сопровождения франчайзинга, как на стороне продавцов действующих франшиз и владельцев бизнеса, так и покупателей франшиз, мы разработаем для Вас индивидуальный, соответствующий всем нормам и правилам действующего законодательства, судебной практике, понятный договор франчайзинга, который будет в полной степени отражать, учитывать и защищать Ваши интересы, а также Вашу бизнес-модель, проведем экспертизу и регистрацию договора франчайзинга.

Стоимость разработки договора франчайзинга


Стоимость наших услуг по разработке, согласованию, экспертизе, регистрации договора франчайзинга и пр. услуг Вы можете узнать в разделе Расценки нашего сайта.

    Новости и статьи по теме "Договор франчайзинга"


  • Договор франчайзинга без товарного знака. Часть 1

    В соответствии с действующим законодательством договору франчайзинга наиболее соответствует предусмотренная в главе 54 Гражданского кодекса РФ конструкция договора коммерческой концессии. >>

    05 мар
  • Договор франчайзинга с физическим лицом, не ИП

    Гражданин, не являющийся индивидуальным предпринимателем, - это не лучший контрагент для отношений, возникающих из договора франчайзинга. >>

    25 янв
  • Опцион на заключение договора франчайзинга

    Как мы неоднократно указывали в своих статьях условия договора франчайзинга могут найти свое отражение не только в конструкции договора коммерческой концессии (Глава 54 ГК РФ), но и ...>>

    13 дек
  • Набор юридических документов для продажи франшизы

    Самый распространенный вопрос, который нам задают наши клиенты: каков перечень юридических документов, наличие которых позволяет осуществить продажу франшизы. >>

    26 июн
  • Логотип вместо товарного знака по договору франчайзинга

    Существует расхожее мнение о том, что если Ваш логотип не зарегистрирован как товарный знак, Вы не можете передать его в соответствующем качестве по договору франчайзинга. >>

    22 сен

Если у Вас есть вопрос по договору франчайзинга, задайте его прямо сейчас и наш юрист ответит на него в самое ближайшее время

Или звоните прямо сейчас по телефону:
+7 812 988 92 78

с 10:00 до 20:00 ежедневно