Ноу-хау во франчайзинге
Продавец франшизы должен понимать, что как для него, так и для покупателя франшизы, франшиза это не столько и не сколько раскрученный бренд, торговая марка или фирменный стиль (за частую сам бренд может быть неизвестен на новом рынке, тем не менее мы не преуменьшаем значения данных средств индивидуализации), франшиза – это информация, обладающая потенциальной или действительной коммерческой ценностью, руководствуясь которой любое лицо, обладающее в определенной, необходимой и достаточной степени, познаниями в соответствующей области (а может и не обладающее таковыми), сможет распаковать Вашу франшизу и построить бизнес, аналогичный бизнесу продавца франшизы под его же брендом на интересующей территории.
С точки зрения действующего законодательства России такая информация квалифицируется термином ноу-хау. Таким образом, для того, чтобы начать создание франшизы своего бизнеса необходимо понять, какая информация, используемая Вами в Вашем бизнесе является ноу-хау, а какая таковой не является и носит исключительно вспомогательный характер.
На практике, к ноу-хау во франчайзинге относятся:
1. Сведения, относительно бизнес-идеи.
2. Разработанные и проверенные на практике методики организации работы предприятия (кафе, магазин, производство и т.д.).
3. Сведения о том, какой персонал и с какими первоначальными навыками должен осуществлять трудовую или иную функцию на предприятии, мотивационная политика в отношении персонала.
4. Методы и методики раскрутки и продвижения предприятия на рынке (все то, что генерирует лиды, вплоть до ключевых запросов в директе).
5. Стандарты оказания услуг, выполнения работ, сбыта товара, которыми необходимо руководствоваться в рамках предприятия для достижения необходимых показателей.
6. Стандарты работы с клиентами.
В соответствии с действующим законодательством и практикой его применения, для того, чтобы вся вышеуказанная информация действительно имела ценность и могла быть передана в пакете франшизы необходимы определенные меры защиты такой информации. (Какие конкретно меры необходимы для защиты ноу-хау, мы рассмотрим позже).
К сожалению, как показывает наша практика, покупатели франшизы без особых проблем разбивают в суде франчайзинговые сделки, именно по тому основанию, что продавец франшизы не предпринял необходимых мер для систематизации информации, составляющей ноу-хау, а также не принял мер для защиты такой информации. Последствия для продавца такой франшизы достаточно плачевны. Как правило, если в суде признается недействительной франчайзинговая сделка с одним франчайзи, то по цепочке рушится вся франчайзинговая сеть, а продавец франшизы уходит с рынка с обязательством вернуть все уплаченные деньги по таким франчайзинговым сделкам своим вчерашним покупателям.
Таким образом, если Вы являетесь Владельцем бизнеса, планирующим расширение своей бизнес-активности за пределы привычного региона посредством продажи франшизы, Вы должны приложить максимум усилий к тому, чтобы информация, составляющая ядро Вашего ноу-хау, была структурирована, надлежащим образом оформлена и юридически защищена, чтобы договор, который Вы заключаете с покупателем своей франшизы не был в последующем признан недействительным, а франчайзи взыскал с Вас деньги, уплаченные за такую франшизу