RU | EN

+7 812 988 92 78

ЗАДАТЬ ВОПРОС

БЛОГ

Коммерческое обозначение во франчайзинге

В рамках франчайзинга может передаваться не только право на товарный знак, право на ноу-хау, но и право на коммерческое обозначение.

Коммерческое обозначение является самостоятельным средством индивидуализации, на ряду с товарным знаком (знаком обслуживания) и фирменным наименованием.

Давайте попытаемся понять, когда можно, а когда нельзя передавать право на коммерческое обозначение в составе комплекса прав по договору франчайзинга (коммерческой концессии).

В соответствии со статьей 1538 ГК РФ юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.

Таким образом, в отличие от товарного знака, коммерческое обозначение призвано служить средством индивидуализации предприятия (магазина, кафе, производства, детского досугового центра, школы и пр.), а не товаров или услуг, производимых (оказываемых) правообладателями.

Также следует иметь ввиду, что коммерческое обозначение, в отличие от товарного знака, не подлежит государственной регистрации.

В связи с тем, что коммерческое обозначение само по себе не регистрируется многие владельцы бизнеса, товарный знак которых не зарегистрирован или только находится в процессе регистрации (то есть, тогда когда заключение договора коммерческой концессии априори невозможно), передают по лицензионному (или иному) договору право использовать свое коммерческое обозначение.

Также к передаче по лицензионному договору именно коммерческого обозначения предприниматели прибегают, когда товарный знак зарегистрирован, но в целях экономии времени и финансовых вложений, использование конструкции договора коммерческой концессии для целей франчайзинга не является рентабельным.

Франчайзеры, передающие право на коммерческое обозначение по лицензионному договору или договору коммерческой концессии, который таковым, в сущности, не является, поскольку по нему не передается товарный знак, или по какому-либо иному договору, рискуют своим благосостоянием.

Данный риск складывается из того, что согласно пункту 5 статьи 1539 ГК РФ правообладатель может предоставить другому лицу право использования своего коммерческого обозначения только по договору аренды предприятия (статья 656 ГК РФ) или договору коммерческой концессии (статья 1027 ГК РФ).

В связи с тем, что конструкция договора аренды предприятия далеко не всегда подходит для целей франчайзинга, останавливаться на данной конструкции мы не будем.

В соответствии со статьей 1027 ГК РФ по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

Исходя из вышеприведенного определения договора коммерческой концессии, право на коммерческое обозначение по данному договору может быть передано только вместе с правом на товарный знак.

Следовательно, договор, по которому в составе комплекса исключительных прав, передается право на коммерческое обозначение, без товарного знака, может быть признан недействительным, а все денежные средства, в таком случае, должны быть возвращены лицу, их внесшему, то есть, франчайзи.

Таким образом, для того, чтобы в последующем договор франчайзинга не был признан недействительным (или расторгнутым), франчайзеру при заключении договора франчайзинга, по которому не передается право на товарный знак (лицензионных, смешанных, оказания бизнес-консалтинговых услуг), следует избегать указания на передачу по такому договору право использования коммерческого обозначения.

Надеемся, что данная статья поможет Вам при составлении договора франчайзинга и убережет от глупых ошибок, с которыми Вы можете столкнуться.


Если у Вас есть вопрос по договору франчайзинга, задайте его прямо сейчас и наш юрист ответит на него в самое ближайшее время

Или звоните прямо сейчас по телефону:
+7 812 988 92 78

с 10:00 до 20:00 ежедневно