Риски франчайзинга для франчайзера
Наш опыт показывает, что документы, по которым продаются франшизы в нашей стране на данный момент, не только не отвечают законодательству, но и элементарной логике.
Такая ситуация вполне объяснима. Так, продавцы франшиз (как и любые другие российские предприниматели-владельцы товара) заинтересованы в минимизации расходов и распечатывают из Интернета «готовые варианты» (порой абсолютно несовместимые и неподходящие для выбранной роли) и не критически их «дорабатывают», либо обращаются к юристам, зачастую, не понимающим специфики предмета франчайзинговых правоотношений.
В свою очередь, покупатели франшиз, очарованные бизнес-идеей, как правило, не смотрят на содержание таких договоров, и подписывают их, не задавая вообще никаких вопросов продавцу.
Таким образом, в связи с бедной юридической техникой таких франчайзинговых договоров (договоров коммерческой концессии, лицензионных договоров, договоров оказания услуг и т.д.), а также в связи с неправильным оформлением иных документов, сопровождающих продажу франшизы, расторжение франчайзингового договора и возврат уплаченных по такому договору денежных средств, более чем возможно.
В подтверждение изложенному служат конкретные кейсы из судебной практики, когда договоры франчайзинга признавались недействительными, а покупатель взыскивал с продавца в полном объеме все деньги, уплаченные продавцу по договору франчайзинга, при этом оставляя за собой право использовать то, что получил по такому недействительному договору.
Для того, чтобы избежать подобной ситуации, продавец франшизы должен уделить значительное внимание именно вопросу оформления продажи (передачи прав) на франшизу. В противном случае такой продавец имеет реальные шансы в обозримом будущем, не только потерять деньги, но и остаться без вполне успешного бизнеса, идею и формат которого сам и разработал.